Эта дата в сознании даже не политизированных людей прочно ассоциируется с картинкой TV, напоминавшей кадры дорогого голливудского фильма. C событием, открывшим XXI век. Так оно было преподнесено общественности, так и было воспринято массовым сознанием. Слово «террор» стало модным. В разговорах с людьми часто можно услышать, что он — «чума нашего времени». Конечно, спору нет — события последних пяти лет потрясли основы жизни и изменили ее условия. Но так ли эксклюзивен террор для современной эпохи? А также, как говорили древние римляне: «Cui bono» — «Кому выгодно?» Именно ответы на эти вопросы и стоит искать ответы, чтобы понять феноменологию явления.
На самом деле террору уже практически 150 лет. Давайте вспомним, что акт ставится не только для жертв, но и для наблюдателей. Само слово переводится с французского как «ужас». «Смотрите, что может быть…» — говорят организаторы и исполнители. Правда, для первых это как правило способ навязывания своей воли, для вторых — демонстрация своей мощи. А зрители стали появляться, когда возникли СМИ. Да и НТР дала технические возможности эффектного осуществления. А еще — именно во второй половине XIX века под влиянием роста рациональности нивелируется христианское религиозное сознание (полезно вспомнить, что террор появился в Европе) и растет цинизм. Эпоха-то декаданса. Поэтому не будем обижать забывчивостью итальянских карабонариев и «Народную волю». Чудо что за АКТЫ ставили. А сербская организация «Черная рука» с ее сараевским убийством 1914 года? Я вообще считаю, что это самый страшный пример (не по внешней эффектности, а по количеству жертв) действия подобного рода. Миллионы жертв от одного пистолетного выстрела.
«Кому выгодно?» — вопрос более сложный. Не хочется ударяться в конспирологию, но слишком уж редко публика узнает реальных модераторов террора. Литература дает варианты версий. Насколько они убедительны, пусть судит читающий.