А каков ваш JQ?

JazzQ — джазовый фестиваль в Петропавловской крепости

Хорошего много не бывает. Эта аксиома касается всего. И музыки — в том числе. Посмотрите, точнее, прислушайтесь, что звучит вокруг. А лучше — поберегите слух. Он вам еще пригодится. Например, для джазового фестиваля в Петропавловской крепости, который, надо надеяться, состоится и в следующем году.

Один хороший фестиваль — как хорошая книга или хороший фильм: его надолго хватает. Один хороший джазовый фестиваль может дать запас положительных эмоций на целый год.

В названии праздника заложена хитрая игра смыслов: «JQ» — «коэффициент джаза», — по утверждению учредителей, не менее важный показатель, чем IQ или EQ. «Санкт-Петербург находится в этом отношении на 111-м месте в мире, а в России — на первом. Мы потратили на исследование большие деньги», — признался на пресс-конференции Павел Кирюханцев, один из соучредителей фестиваля. Подобные мероприятия в нашей стране, как известно, не окупаются. И на вопрос журналистов: «Зачем лично Вам это нужно?» — Кирюханцев ответил: «Мне нравится делать хорошие дела в нашем городе. Я не хочу ждать, пока мне стукнет 85, чтобы начать заниматься благотворительностью».

Роттердам-Петербург

Фестиваль в Петропавловке в этом году проводился в партнерстве с голландским фестивалем «North See Jazz» — одним из крупнейших и старейших в Европе. Каждый год он собирает в Роттердаме порядка 70 тысяч зрителей, а этим летом состоялся в 31-й раз. По словам Яна Виллема, директора «North See Jazz», кое-кто из музыкантов три недели колесил с турне, прежде чем оказаться в Петербурге. Он полагает, что в XXI веке особенно силен афро-латинский джаз. Звездами нынешнего JazzQ стали Масео Паркер, Брайн Линч, Стэнли Кларк, Джордж Дюк, Рэнди Уэстон, Эдди Пальмьери и другие, чьи имена можно было видеть лишь в детстве на пластинках папиных друзей. Однако акцент был сделан не только на «латино», а вообще на джазе, замешанном на народных мелодиях — кубинских, русских, норвежских, даже турецких. Хотя последнее с трудом вписывается в формат джазового фестиваля. Да и уместно ли здесь говорить о каком-либо формате? Например, московский дуэт «Zventa-Sventana» представлял программу, созданную на материале народного творчества современных крестьян Тульской и Смоленской губерний. А норвежцы «Hot Club De Norvege» — «цыганский свинг» в классическом его варианте.

Благодаря техническим неполадкам

По сравнению с прошлым годом в техническом отношении фестиваль вырос. Этим летом было уже две сцены — «Санкт-Петербург» и «Роттердам», концерт шел практически в режиме нон-стоп — два вечера, по шесть часов кряду: опускается занавес на одной сцене — поднимается на другой. И музыканты не теряют времени, и публика не томится в перерывах.

Надо сказать, что фестиваль проходил без накладок, которые так часты на подобных мероприятиях. Программа по ходу пьесы не менялась, все заявленные музыканты выступали в свое время. Подкачали разве только ведущие. Не понятно, на кого были рассчитаны их заранее заготовленные шутки. Не вписывались в антураж и их наряды. Однако публика отнеслась ко всему этому снисходительно — такой праздник трудно испортить.

Правда, одна техническая неполадка все-таки случилась — во время выступления «African Rhythm Trio» Рэнди Уэстона. Но публика не была разочарована. Напротив, это дало новый поворот событиям.

Что-то случилось, и Уэстон (фортепиано) покинул сцену, потом «подговорил» не играть и контрабасиста Алекса Блейка — так это выглядело со стороны. Выправлять ситуацию пришлось барабанщику Нику Кларку, который поначалу продолжал на конгах прерванную тему, а затем постепенно перешел на народные ритмы, и мы услышали нечто аутентичное — песню на «африканском языке» с трудноуловимой мелодией и сложным ритмическим рисунком. Так продолжалось минут пятнадцать. Этого времени было достаточно, чтобы публика начала получать удовольствие от услышанного. Вскоре за рояль вернулся Уэстон, и выступление трио возобновилось.

Однако это был не первый «трюк» за вечер.

Незадолго до того выступали «самые загадочные» (так их представили ведущие) гости фестиваля. Дуэт «Saricamis» — сюрприз от Андрея Кондакова. Турецкие курды обошлись всего двумя инструментами — большим барабаном и дудкой, похожей на ту, с помощью которой на Востоке завораживают змей. Прямо скажу, музыка их была непривычной для нашего нетренированного уха. Но музыканты, похоже, предвидели это (ибо знали, куда ехали) и начали с малого, с медитативных напевов. Песня у них была всего одна, зато минут на сорок пять, коих хватило, чтобы разогреть публику до плясового состояния.

Ночное соло

Хедлайнерами праздника были Стэнли Кларк и Джордж Дюк. Они закрывали фестиваль. Соло Стэнли Кларка оказалось удивительным и по экспрессии, и по технике. Очень сильный, но легкий удар по струнам, как будто в руках у него не контрабас, а гитара. Простая мелодия, положенная на жесткий ритм, сменялась витиеватыми пассажами — временами это было похоже на надрывный лязг гитары К. Кобейна. Кларк, один, в полночь, в свете прожекторов — зрелище завораживающее.

Наши музыканты здесь тоже отметились, но за некоторых из них было почему-то немного обидно. Сгрудили в один бэнд, как будто за нехваткой времени, таких прославленных музыкантов, как Андрей Кондаков (фортепиано), Владимир Волков (контрабас), Вячеслав Гайворонский (труба), Александр Машин (барабаны) и Владимир Чекасин (саксофон). Последний — совсем редкий гость на питерской сцене. Тем более жаль, что не удалось послушать его отдельно. Но с другой стороны, получилось весьма интересно.

Больше, чем просто фестиваль

Похоже, JQ Петербурга, по сравнению с прошлым годом, заметно повысится. В этом году фестиваль предоставил уникальную возможность студентам питерских музыкальных учебных заведений попасть на прослушивание к преподавателям из Беркли, Berklee College Of Music — одной из ведущих музыкальных школ в мире. И, может быть, мы доживем до тех дней, когда такие фестивали перестанут быть фешенебельной экзотикой для журналистов и толстых кошельков, а, как и во многих странах Европы и Америки, превратятся в по-настоящему демократичный open air, без налета элитарности.

Марина Евсеева

Дата публикации:
Категория: Заметка