Семь нот для четырех темпераментов

Текст: Виталий Грушко

У каждого человека своя музыка. Кому-то по утрам во время бритья не дает покоя прочно застрявший в голове мотивчик от Верки Сердючки (вроде и Сердючка из телевизора куда-то пропала, а мотивчики-то ее живут!). Кто-то не спит по ночам, расшифровывая тайные послания с альбомов «Pink Floyd» и «King Crimson». Кто-то мчит по переполненной автостраде, наслаждаясь русским шансоном… Сколько людей, столько и музык, но речь разрешите повести о другом.

Люди, к музыке неравнодушные, не ограничиваются только прослушиванием любимых пластинок. Еще они читают книги о своих кумирах. А поскольку, как уже было сказано, музыка у каждого своя, то и книги тщательно подбираются в соответствии со вкусами каждого отдельного индивидуума.

А что, если провести небольшой эксперимент и распределить книги (в нашем случае книги о музыке) среди населения, отталкиваясь не от вкуса, а от темперамента? То есть подобрать книги для сангвиников, книги для холериков и так далее. Не спорю, идея сомнительная, но чем черт не шутит. Тем более что у меня на столе лежат четыре книги, и еще со школьной скамьи я усвоил, что темпераментов психологи насчитывают тоже четыре. Итак, позвольте предложить вашему вниманию первый экземпляр, который я рекомендую исключительно сангвиникам.

Во всем виноваты «Битлз»
Максим Капитановский

Во всем виноваты «Битлз»

  • М.: Вагриус, 2006
  • Переплет, 384 с., ил.
  • ISBN 5-9697-0255-2
  • Тираж: 5000 экз.

Для сангвиников

В названии этой книги кроется маленькая хитрость. Книга состоит из трех частей, и лишь вторая посвящена группе всех времен и народов. Первая часть представляет собой сборник веселых баек из жизни гастролирующего музыканта (Капитановский в разное время был барабанщиком и звукорежиссером «Машины времени»), а третья часть — опыты автора в области художественной литературы, надо сказать весьма удачные.

Первая и третья части схожи между собой по идейному посылу — и там, и там Капитановский балагурит, юморит и иронизирует. Просто первая часть это проза документальная, третья же — чистый вымысел.

Почему же эта книга для сангвиников? Дело в том, что в любой компании всегда найдется человек, который своим весельем и шутками заразит остальных и сделает времяпровождение нескучным. Подобную функцию выполняет и книга Капитановского. Она призвана веселить и радовать. И я не удивлюсь, когда встречу в час потехи и отдыха какого-нибудь неутомимого весельчака, у которого в запасе будет сто анекдотов, и среди них наверняка отыщется пара-тройка, почерпнутых из книги Капитановского. И мы вместе посмеемся над хорошей шуткой, даже не задумываясь о первоисточнике. Среди прочих достоинств книги «Во всем виноваты „Битлз“» отмечу остроумное заглавие. Действительно, почему бы не списать на великую группу все наши беды. Спасибо Капитановскому. Теперь мы точно знаем, кто виноват. Если в названии следующей книги он еще подскажет нам, что делать, то большинство современных русских философов смогут смело отправиться на заслуженный отдых. Но наибольший интерес в книге Капитановского представляет часть, посвященная приезду в Россию сэра Пола Маккартни. Автор лично встретился с именитым музыкантом и рассказал ему, почему «Битлз» так дороги сердцам наших соотечественников. Кто, кроме сангвиника, мог так непринужденно разговаривать с человеком-легендой? И кто бы еще умудрился заснять на кинопленку приезд Маккартни в Россию, включая фрагменты его выступлений, не имея на это официального разрешения? Капитановскому для этого пришлось пробиться сквозь множество барьеров, переговорить с нужными людьми и умудриться при этом ни с кем не поссориться, что, например, холерику вряд ли бы удалось.

Последний проклятый поэт
Джим Дуглас Моррисон

Последний проклятый поэт

  • Сост.: Андрей Матвеев, Денис Борисов
  • Перевод с англ. Д. Борисова и Ю. Сараевой
  • Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005
  • Переплет, 288 с., ил.
  • ISBN 5-98042-057-6,5-9681-0049-4
  • Тираж: 3000 экз.

Для холериков

Активное неприятие мира, столь характерное для одного из самых талантливых представителей поколения детей цветов. Много бунтарских стихов. Несколько интервью. Жизнь и смерть музыканта в комментариях, где так четко проглядывает его неспокойный характер. «We want the world and we want it now!» — помните этот призыв из песни «When The Music?s Over»? Поклонники Джима Моррисона найдут в этой книге все. Здесь вырисовывается образ бунтаря и задиры, хулигана и поэта. Джим Моррисон сделал бунт главным занятием своей жизни. Он не мог оставаться спокойным, когда американские войска были во Вьетнаме; он не мог не устраивать скандалов во время своих выступлений; он не мог равнодушно смотреть на полицейских. Окружающим приходилось нелегко от его выходок. В быту Моррисон был невозможным человеком. В истории он стал последним проклятым поэтом. Сегодня ему пытаются подражать многие, но, как справедливо заметил когда-то Робби Кригер (гитарист группы «Doors»), невозможно стать таким, как Моррисон, таким нужно родиться. Моррисон на своих плечах пронес все чаяния бунтарей-хиппи. Он спешил жить и торопил смерть. В памяти людей он остался вечно молодым.

Электрошок
Лоран Гарнье, Давид Брен-Ламбер

Электрошок. Записки диджея (Electrochoc)

  • Перевод с франц. Татьяны Карасевой
  • М.: FreeFly, 2005
  • Переплет, 272 с.
  • ISBN 5-98358-093-0
  • Тираж: 5000 экз.

Для флегматиков

Знаменитый европейский диджей Лоран Гарнье относится к музыке так, как и должен к ней относиться настоящий музыкант. Всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы сводить музыкальные треки и заставлять людей двигаться в такт своим фантазиям. Он — король вечеринок и дискотек, от его пластинок люди становятся сумасшедшими — они готовы танцевать по шесть часов подряд. Но является ли его музыка музыкой бунта? Не думаю. Да и сам Гарнье по натуре не бунтарь. Он принимает мир таким, какой он есть. Вот вам пример: когда на заре юности Гарнье только начинал сводить пластинки, его неожиданно призвали в армию. Не долго думая, Гарнье отправился служить. (Вы можете представить себе русского рокера или диджея, который добровольно оставил бы любимое дело ради того, чтобы тянуть солдатскую лямку?) Вернувшись из армии, Гарнье продолжил заниматься музыкой, а когда стал знаменитым, написал книгу. В этой книге нет никаких радикальных призывов, зато есть спокойное повествование о зарождении хаус-музыки сначала в Америке, потом в Англии, а потом в Германии и Франции. Если не считать мелких стычек с гангстерами, полицейскими и журналистами, диджеям почти никто не мешал. Их не запрещали, наоборот, из их искусства сделали целую музыкальную индустрию, приносящую немалый доход. И Гарнье всегда имел возможность собирать полные залы, флегматично поглядывая на то, что происходит в мире. Впрочем, что бы там ни происходило, вряд ли что-то могло его остановить.

Для меланхоликов

Книги для меланхоликов у меня нет, и вот почему. Сам являясь меланхоликом, я знаю, что меланхолические книги только портят настроение и пищеварение. Поэтому всем меланхоликам настойчиво рекомендую читать книги для сангвиников, флегматиков и холериков, а также еще одну книгу, рецензией на которую я завершу статью.

Память о Джоне
Йоко Оно

Память о Джоне (Memories of John Lennon)

  • Перевод с англ. Т. Шабаевой и М. Малкова
  • Екатеринбург: У-Фактория, 2007
  • Суперобложка, 383 с., ил.
  • ISBN: 5-9757-0108-2
  • Тираж: 20 000 экз.

Для всех

Так уж случилось, что ключевые слова, которые так необходимы нам сегодня — «мир» и «любовь», — ассоциируются у нас с этим человеком. Кому-то Леннон может не нравиться, но несомненно одно — он своей музыкой и общественной деятельностью изменил мир. Мир после Джона стал лучше. Вернее было бы сказать, что мир изменил не только Джон, но и вся группа «Битлз», но известно, что Йоко Оно не слишком любит эту группу. Поэтому в этой книге она собрала высказывания своих друзей только о Джоне. И нет ничего удивительного в том, что среди ее друзей не оказалось ни Пола Маккартни, ни Ринго Старра.

Итак, люди, когда-то знавшие Леннона, пишут о том, какую роль в их жизни сыграл этот великий человек. Элтон Джон, Мик Джаггер, Пит Тауншенд и многие другие объясняются в своей любви к Джону. Не обойдена вниманием и Йоко Оно — что делать, именно она подбирала авторов для этой книги.

«Память о Джоне» напоминает большой и сладкий торт. Все статьи и эссе здесь насквозь пропитаны любовью. Но я уверен, что книга понравится не только фанатам Леннона. Это действительно книга для всех, кому небезразлична судьба нашего хрупкого мира. Во время чтения в сознании каждого наверняка появится маячок, который будет светить и указывать дорогу тем, кто ищет свой собственный путь в жизни. Своей жизнью Джон Леннон доказал, что человек способен победить хаос. Давайте же не оставим без внимания книгу, посвященную памяти этого человека.

Дата публикации:
Категория: Музыка
Теги: Издатальство «У-Фактория»Издательство FreeFlyИздательство «Вагриус»Издательство «Ультра.Культура»ЛеннонМакаревичМашина ВремениМоррисон