Сенсация (Scoop)

Текст: Иван Денисов

  • Великобритания — США, 2006
  • Режиссер: Вуди Аллен
  • В ролях: Вуди Аллен, Скарлетт Йоханссен, Хью Джекман
  • 96 мин.

Супермен — это не какой-то там герой комиксов и их экранизаций. Супермен — это Вуди Аллен. Неоспоримый факт!

Подумаешь, невидаль: мир спасать, летать, пули руками ловить, сквозь женское белье видеть… Пустяки (кроме разве последнего пункта). Вот что заслуживает восхищения, так это умение сочетать в себе множество талантов и делать в год по фильму-событию. Аллен не теряет формы с конца 60-х. Его работы получаются удачными и не очень, но они всегда получаются. Его фантазия неисчерпаема, актерский и режиссерский профессионализм никогда не опускаются ниже заданной им самим планки. Если он не воплощение Супермена, то я не знаю, кто он.

И еще любопытное наблюдение для продолжения аналогии. Как и положено супергерою, «настоящий» Аллен, успешный кинематографист и завсегдатай тренажерных залов, словно скрыт за альтер-эго: очкастый неудачник, чуть заикающийся, хилый и неуверенный в себе. Почти как Супермен и Кларк Кент. Или, если вспомнить другого выдающегося кинодеятеля, как добрый бродяга Чарли и деспотичный постановщик Чаплин.

Полюбившийся всем алленовский образ присутствует и в «Сенсации». На сей раз это не особенно удачливый фокусник Сидни Уотерман, выступающий в Лондоне под красивым именем мистер Чудини. Однажды на его сеанс приходит студентка-американка Сондра (Йоханссен). Вечно попадающая в неприятности красотка без особого успеха пробует себя в журналистике. Но на сеансе у Уотермана-Чудини ей является призрак знаменитого репортера и сообщает сенсационную новость: светский лев Питер Лайман (Джекман) на самом деле маньяк-убийца. Однако это нужно еще доказать. В результате пара неудачников, Сондра и Уотерман выдают себя за богатых американцев, отца и дочь, и погружаются в мир английских аристократов, где их ждут разнообразные неожиданные события.

Аллен-детектив поневоле — это очень смешно (вспомните его «Загадку манхэттенского убийства»). А Аллен-детектив поневоле, да еще и выдающий себя за отца Йоханссен — ход смешнее этого трудно себе представить. И в «Сенсации» он используется на все сто процентов. Комические ситуации стремительно сменяют друг друга, смешные реплики впору записывать и заучивать наизусть (чем поклонники Аллена и занимаются уже тридцать семь лет). «Не все в этом мире ужасно и безнадежно… Практически все». «Я и вижу стакан наполовину полным. Полным ядом». «Услышав твой крик, я мгновенно отреагировал: допил кофе, доел булочки и ринулся на помощь». «Я ношу очки, а не линзы — не люблю лезть пальцами себе в глаза». Аллен-сценарист щедро делится шутками со всеми актерами, хотя самые запоминающиеся, по традиции, произносит сам. Ничего страшного в этом нет, лучше него их никто не подаст. В свои 70 лет Аллен остается гениальным комиком, следить за игрой которого одно удовольствие. Его партнеры по «Сенсации» стараются, но, когда на экране Аллен, то прочим приходится потесниться.

Впрочем, режиссер и сценарист всегда славился работой с актрисами. Дайана Китон, Миа Фэрроу, Мира Сорвино лучшие роли сыграли именно у Аллена. Есть шанс присоединиться к ним и у Скарлетт Йоханссен. Признаюсь, актриса меня едва ли не во всех ролях сильно раздражает (ее работа в «Черной орхидее» — вообще провал), но у Аллена смотреть на нее очень даже приятно. В «Сенсации» она играет даже лучше, чем в алленовском же «Матч пойнте», сочетая в образе Сондры внешнюю привлекательность и комичность.

Комедийная сторона фильма ничуть не вредит детективной линии. Расследование убийств таит в себе немало интересных поворотов и неожиданных ходов. Оттого уместно лишний раз восхититься драматургическим мастерством Аллена, умело сплетающим комедию и детектив без ущерба друг для друга. Не забывайте об иронических (при этом беззлобных) зарисовках из жизни высшего общества Лондона, изобретательном вкраплении мистических элементов, остроумных режиссерских находках Аллена (кто еще в музыкальном сопровождении напряженных сцен будет использовать «Танец маленьких лебедей»?) — вот вам и все составные части очередной удачи Вуди Аллена.

В 2005 «Матч пойнт» Аллена стал, на мой взгляд, лучшим из всех фильмов года. «Сенсация», в чем-то с «Матч пойнтом» перекликающаяся, имеет все шансы стать если не лучшим фильмом 2006 года, то одним из лучших. И точно лучшей комедией. Кто-то ворчит, что «Сенсация» — чистое развлечение, не сравнить с «Матч пойнтом». Согласен, но не вижу в том ничего плохого. Развлечение от Аллена — это «Загадка манхэттенского убийства», «Все говорят, что я тебя люблю», теперь вот «Сенсация» — все это великолепные работы. «Сенсацию» можно заносить сразу в классику: смешные шутки ни разу не опускаются ниже пояса; криминальная линия удерживает интерес без единого убийства в кадре; режиссура оставляет ощущение легкости и изобретательности без уже приевшихся клиповых приемов.

Словом, для меня Вуди Аллен с его правилом «один год — один фильм» стал символом киностабильности. Я твердо знаю: в каком бы кризисе мировое кино не находилось, по крайней мере один хороший фильм в году мне обеспечен. Очередной фильм Вуди Аллена.

Дата публикации:
Категория: Кино
Теги: Аллен