# Детектив

Философия детектива

В апреле 1841 года Эдгар По опубликовал первый в истории детективный рассказ. В том же году, в том же апреле Карл Маркс стал доктором философии Йенского университета. С течением времени интерес к философии марксизма у широких слоев общественности сильно поугас, чего нельзя сказать о детективной литературе.

Классический английский детектив

Это сейчас детективный жанр похож на огромную преуспевающую корпорацию с множеством дочерних компаний, в числе которых и американский, и иронический, и исторический и многие другие детективы, а начинался этот бизнес когда-то, как и многие другие, с маленькой, почти элитарной конторы, которую теперь называют классическим английским детективом.

Демонический пес американской литературы

Жестокие и мрачные книги Джеймса Эллроя заслуженно прославили писателя. Именно жестокость и беспощадность в показе преступности Америки принесли титул «Демонический пес». Талант, умение сплавить все лучшее в криминальном жанре в единое целое и усилить это собственным писательским мастерством — помогли стать ведущим автором криминальной беллетристики. Многослойность и историческая точность книг вывели Эллроя в число основных писателей США современности.

Майкл Коннелли. И ангелов полет… (Angels Flight)

Коннелли как нельзя лучше удалось передать напряженную атмосферу, царившую в Лос-Анджелесе в 90-е годы XX века. Майкл Коннелли любит Город Ангелов, любит писать о нем, и, как считают знающие люди, у него это здорово получается. Но, к сожалению, если основное достоинство романа — это его близость лос-анджелесскому читателю, то нам, живущим в России, никогда не понять и не прочувствовать эту книгу. И все же любителям детективов приятное времяпрепровождение гарантировано, потому что читается роман на одном дыхании, а детективная линия выдержана по всем канонам жанра.

Книги Текст: Мария Карпеева
Луис Альфредо Гарсиа-Роза. Безмолвие дождя (O Silencio Da Chuva)

Детективы читают, чтобы развлечься. В поездах, самолетах, на курортах или дома, удобно устроившись в любимом кресле, — в часы досуга. Детективы расслабляют. Они прочно ассоциируются с отдыхом. После тяжелых и напряженных будней человек тянется к детективу в надежде отвлечься от повседневных проблем. Между тем существуют по крайней мере две причины, позволяющие поставить под сомнение все вышесказанное.

Книги Текст: Виталий Грушко
Карло Лукарелли. Оборотень (Lupo mannaro)

Лукарелли удается избежать того греха, который делает скучными творения его собратьев по перу, написанные так, будто покадрово описывают уже снятые одноименные фильмы. Литература, вторичная по отношению к кинематографу, рождает ощущение ненужности книги и желание поискать DVD. Лукарелли пишет так, что после первой повести хочется прочесть и вторую, и третью. «Волшебный фонарь» литературы заставляет пережить нечто такое, чего камерой не поймать.

Книги Текст: Вадим Левенталь
В меру пушек, в меру мозгов

Как и положено выдающемуся писателю, Реймонд Чандлер был оригиналом. В 20-е годы преуспевал в бизнесе, но ушел с работы, так как не в его характере было встречаться и общаться с людьми. Не имел знаний о работе частного детектива «изнутри», но стал автором романов, где эта работа описана с немалой точностью. Был тихим и замкнутым человеком, а прославился как классик «крутого детектива». Работал в презренном вроде бы жанре, но вошел в число наиболее чтимых мастеров англоязычной литературы. Наконец, работая сценаристом в Голливуде, особенную известность получил благодаря экранизациям, но не своих романов.

Кино Текст: Иван Денисов
Роса Монтеро. Дочь Каннибала (La hija del Canibal)

Наверное, слова «иронический детектив» в характеристике этой книги могут кого-то отпугнуть. Замена книгой телевизора, там где он не работает (в метро, например), сформировала имидж жанра: если детектив — для тупых, то уж иронический — вообще для клинических идиотов. Очевидно, жанр «иронический детектив» нуждается в реабилитации.

Книги Текст: Вадим Левенталь
Сюжет как повод

Главное в ироническом детективе то, что детективный сюжет в нем не главное. Преступление, его расследование и раскрытие — только повод для шуток, иронических замечаний, ненавязчивой болтовни с читателем о том о сем. На самом деле в ироническом детективе может даже вовсе не быть детективного сюжета в строгом смысле слова, а структура романа может скорее напоминать что-то другое.

Идеальный детектив

Когда-то считалось, что детектив — несерьезный, массовый жанр литературы. Теперь часто говорят об обратном — хватит, мол, элитарного снобизма, не бывает плохих жанров, бывают плохие книги. Наверное, ошибка кроется в корне этих рассуждений. В действительности существуют только книги, жанры же — конструкт нашего сознания, созданный для удобства классификации книг. И инструмент этот совсем не универсален.

Реймонд Чандлер. Вечный сон. Высокое окно

Хорошему детективу для успеха необходим хороший детектив. Тавтология абсолютно оправдана: детективу-жанру нужен детектив-герой, желательно переходящий из одного романа (рассказа) в другой. Хороших и даже отличных детективных книг много, хватает в них и достойных персонажей, но при этом едва ли не все сыщики англоязычной литературы второй половины минувшего века создавались с оглядкой на Филлипа Марлоу, постоянного героя романов великого Реймонда Чандлера.

Заговор бумаг (A Сonspiracy of Paper)

Из науки в литературу и на полку с бестселлерами — по этой дорожке, проторенной в свое время Умберто Эко и весьма популярной ныне, Дэвид Лисс прошел в 2000 году. «Этот роман родился в ходе моей работы над докторской диссертацией в Колумбийском университете», — пишет он в послесловии. К слову сказать, диссертацию он так и не закончил и разговоров о ней избегает. Так что чему она была посвящена, неизвестно. Наверное, бог с ним: неизвестно, какой еще вышел бы историк, зато романист получился замечательный.