Ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction — это всегда новинки. С 5 по 9 декабря в московском Гостином дворе всех любителей литературы ждут набитые книгами чемоданы, знакомства, многочисленные презентации и прочие составляющие насыщенной программы. Мы публикуем подборку литературного критика Елены Васильевой, посвященную самым заметным изданиям грядущей ярмарки.
В Париж иногда хочется даже суровым жителям Урала. Об этом – новая книга «Лолотта и другие парижские истории».
Книги
Текст: Елена Кузнецова
Решение о выборе лауреатов принимал сооснователь премии издатель Константин Тублин.
В память об инициаторе «Национального бестселлера» критике и переводчике Викторе Топорове создана отдельная премия – «За личное мужество в культурном пространстве». 16 апреля станет известно имя первого обладателя почетного звания. Это произойдет во время объявления короткого списка премии «Национальный бестселлер».
Эти статьи написаны Виктором Топоровым в досетевую эпоху, в основном – в девяностые годы. Тем удивительнее, насколько актуально звучат они сейчас. Его оценка политической ситуации шла зачастую вразрез с общепринятым мнением. Тогда. И только сейчас становится понятно, что Топоров был во многом прав.
Новый выпуск составили материалы о непротивлении злу вишневым садом режиссера Льва Додина, о тоске по писателю Викторе Топорову, о тайнах планшетной крысы от художника и писателя Эдуарда Кочергина, о механизмах поэтессы Натальи Романовой и многом другом.
Самиздатская книга Виктора Леонидовича Топорова «Обогнавшая лето» составлена автором из стихов, написанных в 1966–1968 гг., сопровождается иллюстрациями Евгения Вензеля и существует, по-видимому, в единственном машинописном экземпляре. «Прочтение» публикует несколько стихотворений из этой книги с разрешения владелицы оригинала Н. Ю. Лукиной и с ее предисловием.
Книги
Текст: Виктор Топоров
Лауреат ежегодной литературной премии «Национальный бестселлер» 2013 года будет объявлен в первое воскресенье июня. Летняя церемония вручения традиционно пройдет в Зимнем саду гостиницы «Астория». Однако оксюморон во временах года невинен по сравнению с неординарностью финалистов премии.
Приближается к кульминации второй сезон поэтической премии им. Геннадия Григорьева. Первым ее обладателем стал в 2010 году Всеволод Емелин, 14 декабря 2011 определится новый лауреат. В прошлом году на страницах «Прочтения» член жюри премии, Виктор Топоров, публиковал свои заметки на полях прочитанных им поэтических подборок (часть I, часть II, часть III, часть IV). В этом году мы решили повторить этот эксперимент. Также мы предлагаем познакомиться с пятью подборками стихов из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы», опубликованной в 1995 году: имена Валентина Бобрецова, Евгения Каминского, Анджея Иконникова-Галицкого, Ирины Знаменской и Ирины Моисеевой можно найти как в ней, так и в длинных списках двух сезонов григорьевской премии.
Валентин Бобрецов производит впечатление человека абсолютно самодостаточного. В поэзии это редкость. И впечатление абсолютной самодостаточности производят его стихи. Здесь есть и Петербург, и поэт-одиночка, и жутковато-размеренный мир застоя, и фарсовый порыв перестройки, но все это вторично по отношению к «творению из ничего», каким и является подлинное творчество. Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»
«Поздние петербуржцы» в большинстве своем замкнуты на самих себя, в лучшем случае — на собственном мироощущении, а, выражаясь школярски, объективная действительность воспринимается ими в основном как коррелат (термин Т.С. Элиота) душевных переживаний. Иначе говоря, лирическое начало торжествует в их стихах над лиро-эпическим и эпическим.
Не так у Каминского. Мир и люди, в нем обитающие, интересны ему как поэту сами по себе, а не только как предлог или повод зарыться поглубже в собственное сознание и подсознание. Во всяком случае, так это выглядит на первый взгляд. Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»
И дело не в формализме, хотя и он — признак гордыни. И не в футуризме, линию которого, слывущую ныне бесплодной, он пытается возродить. Анджея не манит жребий модного, почитаемого или просто хорошего поэта. Он хочет быть гениальным — или никаким. Давайте же внимательно следить за его поисками. Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»
Поэтессы вслед за Ахматовой ведут поэтический «дневник души». Но как часто он на поверку оказывается всего лишь записной книжкой с торопливо вписанными и жирно вычеркнутыми номерами чужих телефонов! И разве что еще — с горестными пометами на полях. В таких стихах отсутствует главное — самодостаточность, отсутствует эстетическое преодоление страдания, хотя бывают они порой и искренними, и даже пронзительными. В стихах Знаменской правят бал иные законы. Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»
Стихи талантливы — и там, где они полемически заострены, и там, где иронически беспощадны, и там, где лирически взволнованны и приподняты. И, понятно, мои разногласия с поэтессой по многим мотивам не мешают мне высоко ценить ее лирику, в том числе и гражданскую, и предлагать читателю в качестве одного из образцов поэзии «поздних петербуржцев». Из антологии Виктора Топорова «Поздние петербуржцы»
Начинается второй сезон международной поэтической премии им. Геннадия Григорьева. Первым ее лауреатом 14 декабря 2010 года, в день рождения Григорьева, стал московский поэт Всеволод Емелин. В прошлом году «Прочтение» публиковало дневник члена жюри премии, критика Виктора Топорова, в котором он знакомил читателей с претендентами на премию (часть I, часть II, часть III, часть IV). Также на наших страницах можно познакомиться с Геннадием Григорьевым и премией его имени со слов другого члена жюри Евгения Мякишева.
Павел Фокин, Виктор Топоров, Александр Секацкий, Вадим Левенталь и др. с 23 по 29 мая
В воскресенье вечером
в десятый раз была вручена премия «Национальный бестселлер». В процессе присуждения премии пришлось голосовать двум главным «Т» премии:
ответственному секретарю Виктору Топорову и
несущему основной материальный груз издателю Константину Тублину. Победителем был выбран роман Эдуарда Кочергина «Крещенные крестами». На сайте «Прочтения» можно ознакомиться с отрывками из романа (
часть I,
часть II) и
рецензией Андрея Степанова.
«Мы начинали „Национальный бестселлер“ десять лет назад в принципиально иной ситуации, и я не вижу никаких оснований даже в нынешних, катастрофически ухудшившихся условиях премию закрывать. Завершать и закрывать всегда проще, чем открывать и учреждать». Ответственный секретарь премии «Национальный бестселлер» Виктор Топоров рассуждает о современной литературе.
10 лет — 10 эпиграмм. В своих катренах литературный Нострадамус Виктор Топоров вспоминает 9 предыдущих премий и пытается предсказать результат юбилейного «Нацбеста», который будет вручен в Петербурге 6 июня.
В этом году номинаторами выступили не только литераторы, критики и издатели, но и ЖЖ-сообщество natsbest. Комментарий к лонг-листу ответственного секретаря премии Виктора Топорова
Может ли репутация скандалиста способствовать популярности критика? Действительно ли эпатаж – самый простой способ привлечь к себе внимание публики? Обязательно ли эпатаж должен быть связан со скандалом?
Обиженный чужой писженой (то есть писательской женой) прозаик мог бы возразить, что проект он вовсе не издательский (или как минимум не только издательский), но и авторский, причем с претензией на — бери выше! — литературный...
Юзер levental (Вадим Левенталь) в Живом Журнале о своей статье «Право на хамство»
Эту статью, написанную для (........), не взял редактор, потому что «Кушнер не графоман». В другом издании ее не взяли, потому что «Топоров не хам».
Юзер dkuzmin (Дмитрий Кузьмин)
в Живом Журнале в комментарии
на статью Левенталя
Прекрасный образец интеллигентского мировосприятия: наблюдая, как по городу ездит цистерна с жидким дерьмом, из которой золотарь лопатами плещет направо и налево, — восклицать: «Ах, как у него это задорно выходит! Ах, как это оживляет и разнообразит городскую жизнь!»
Юзер poor_ju (Юлия Беломлинская) в Живом Журнале после прочтения статьи Топорова в одном из бумажных изданий, написанной им после прочтения дискуссии в интернете о его статье о.
Дискуссию о литературной критике продолжает статья Вячеслава Курицына.
Резко критическое сочинение Виктора Топорова о петербургской поэзии, опубликованное не где-нибудь, а в сборнике этой самой поэзии, стало, возможно, самым ярким литературным скандалом последних месяцев.
Вадим Левенталь и Вячеслав Курицын продолжили тему,
а «Прочтение» подготовило подборку цитат, позволяющих
читателю самому оценить смысл происшедшего. Сегодня мы публикуем статью Вадима Левенталя.
Книги
Текст: Вадим Левенталь
На финальной церемонии, которая состоится 8 июня в Петербурге, в Зимнем садике гостиница «Астория», члены Малого жюри открытым голосованием из книг, вошедших в короткий список, выберут национальный бестселлер.
Если бы на обложке этой книги значилось другое имя, а не Натальи Романовой (допустим, она издала ее под псевдонимом), то никому бы и в голову не пришло приплетать сюда какую-то филологию и выяснять, какое у автора образование. Идентификация автора здесь один в один совпадает с тем, как он сам себя позиционирует, потому что “ZAEBLO”, с одной стороны, простая и понятная книга, а с другой — искренняя и бесхитростная.
Некоторые полагают, что в России до сих пор литературные премии дают одним книгам, а читают совсем другие. Несколько лет назад Виктор Топоров придумал премию «Национальный бестселлер», которая была призвана сблизить читателей и писателей. Каково положение дел сейчас, спустя семь лет после создания «Нацбеста», он рассказал накануне очередного объявления результатов «Нацбеста», обозревателю «Прочтения» Наталии Курчатовой.
Читатели восхищаются и гогочут, начинающие критики да филологи ликуют, коллеги по цеху и деятели современного литературного процесса — …ну, там с обожанием почему-то сложнее…
Книги
Текст: Мария Петровская
Первые два выпуска «Литературных кубиков» свидетельствуют о том, что с куражом у авторов все в порядке и что за дело взялись они серьезно, то есть с шутками и прибаутками. В итоге № 1 получился просто веселым, а № 2 — уже концептуальным. Интересно, каким будет третий.