# Алехандро Ходоровский

Алехандро Ходоровский. Сокровище тени (El tesoro de la sombra)

У книги есть нечто, о чем мечтают многие художники — обаяние. Прочитав одну сказку, хочется сразу же погрузиться в следующую, а затем еще в одну, и так до последней страницы. Но «Сокровище тени» не заканчивается с заключительной притчей...

Книги Текст: Виталий Грушко

Алехандро Ходоровский. Попугай с семью языками (El Loro de las Siete Lenguas)

«Я хотел изобразить приключения не персонажей, но группы архетипов, каждый из которых представлял бы одну из граней нашей души». Этим кратким комментарием к своей книге Алехандро Ходоровский только усложняет задачу читателя, вынужденного угадывать, какие именно архетипы скрывают в себе двадцать два персонажа «Попугая…». Ходоровский достаточно жесток и бескомпромиссен. Но его умение завлечь читателя, затянуть в паутину своих фантазий берет верх над любыми догмами. В мире, нарисованном автором, царит своя мораль. Здесь нет ни одного события, вносящего дисгармонию в путешествие героев по вымышленному Чили и в путешествие читателя по собственному подсознанию.

Книги Текст: Виталий Грушко

Алехандро Ходоровский

Алехандро Ходоровский (Alejandro Jodorowsky) родился 7 февраля 1929 года в городе Икике (Чили) в семье одесских эмигрантов, которые в 1905-м бежали из Одессы в Америку, спасаясь от еврейских погромов.

В конце 1940-х Ходоровский открывает театр мимов в Чилийском университете, а в начале 1950-х переезжает в Париж, где берет уроки пантомимы у Марселя Марсо.

В 1962 году Ходоровский создает движение «Паника», прославляющее бога Пана. Тремя началами этого движения будущий режиссер провозгласил ужас, юмор и одновременность.

Вскоре Ходоровский начинает пробовать свои силы в кино. Первый серьезный фильм «Фандо и Лиз» (1967) вызвал скандал и беспорядки во время премьеры. Режиссеру даже пришлось скрываться от разъяренной публики. Фильм повествовал о юноше и парализованной девушке, которые совершали путешествие в сказочный город Тар. Впрочем, первая проба оказалась не слишком удачной.

Зато следующий фильм «Крот» (1970) на долгие годы стал классикой андеграундного кино. По жанру это был вестерн, но он резко отличался и от классических американских вестернов, и от итальянских спагетти-вестернов, модных в то время. В «Кроте», фильме сюрреалистическом, режиссеру удалось передать неповторимую атмосферу иррационального, которая стала фирменным знаком Ходоровского. На экране мелькали извращенцы, сумасшедшие и калеки (Ходоровский всегда снимал настоящих калек). В одной из характерных сцен безногий стрелок появлялся верхом на безруком человеке (известный фольклорный мотив; здесь можно вспомнить и русскую сказку о безногом и безруком богатырях). Вместе с тем в фильме прослеживалась идея борьбы добра со злом, и режиссер, естественно, был на стороне добра. (Кстати, Ходоровский сыграл в фильме главную роль и написал музыку.)

После «Крота» Ходоровский решил воплотить в жизнь свой самый амбициозный проект — снять фильм «Дюна» по роману Фрэнка Херберта. На одну из ролей он собирался пригласить Сальвадора Дали, а музыку к фильму должна была написать группа «Pink Floyd». Этот проект остался незавершенным. Позже фильм «Дюна» снял Дэвид Линч.

Еще одним выдающимся фильмом Ходоровского можно назвать картину «Святая кровь» (1989). Действие фильма происходит на арене цирка. Цирк Ходоровского — это нечто особенное, близкое по духу к зловещим пейзажам из «Крота». «Святую кровь» трудно отнести к какому-либо жанру. История безрукой женщины, которая с помощью гипноза управляет руками своего сына, очень характерна для режиссера, чье воображение кто-то может назвать больным.

Кроме того, Ходоровский — автор целого ряда книг и комиксов.

В настоящее время режиссер живет в Париже и, по слухам, работает над очередным фильмом.