Мария Грипе. Дети теней (Skuggornas barn)

Да не бойтесь вы привидений!

Да, давно я не читала книг для среднего и старшего школьного возраста… Вот уже прошло три дня, а я все хожу и думаю. Названия этих книг намекают на мистическое содержание. Ан, нет! Все гораздо сложнее. Я даже не знаю, с чем это сравнить — с мексиканским сериалом, с психологическим триллером или с учебником по возрастной психологии.

Начало XIX века, Берта, 14 лет, от лица которой ведется повествование, узнает, что девушка, пришедшая в их дом в качестве горничной, — ее сестра. Каролина умоляет Берту хранить все в тайне от их общего отца и от других членов семьи. Для того чтобы узнать друг друга лучше, юные особы отправляются работать вместе в Замок Роз, куда требовались компаньоны для двух подростков, и тут начинается та-а-а-акое! Там, где есть замок, там, естественно, и привидения должны быть — это закон! Зловещая история замка, недомолвки, загадки, странное поведение его обитателей — все это завораживает и не дает оторваться от книги. Самое интересное, что есть только «намеки» на привидения, в реальности ничего особенного не происходит, но «в замке у всех время от времени возникает такое чувство, будто в любой момент может произойти что-то ужасное». В воздухе витает «Сейчас прольется чья-то кровь… сейчас, сейчас… сейчас». Какие-то розы, разбросанные на полу и ведущие в темные комнаты с потайными ходами, записки с цитатами из «Баллады Рэдингской тюрьмы» Оскара Уайльда типа: «И меч вины, калеча сны, касается лица», экипаж призраков, в который кучер не садится, не положив Библию под сиденье, тени, мелькающие в зеркалах, странные звуки, а самое главное — строгий запрет расспрашивать кого-либо о чем-либо — такая вот, леденящая кровь обстановочка. Все это вызвало огромный интерес у двух юных леди, одна из которых прикидывается юношей Карлом (это Каролина, для которой жизнь — театр, а все окружающие — зрители).

Тень на каменной скамейке ...И белые тени в лесу Тайник теней
Книга 1
Тень на 
каменной скамейке
Книга 2

…И белые тени в лесу
Книга 3

Тайник теней

Зрителями становятся живущие в замке близнецы Арильд и Розильда, никогда за пределы замка не выезжавшие и, по сути, являющиеся его пленниками, шестнадцать лет назад, в возрасте трех лет они потеряли мать, которая покончила жизнь самоубийством при загадочных обстоятельствах. Розильда, которая считала себя виновной в смерти матери, переживала так сильно, что стала немой. Каролина (Карлос) так искусно лицедействовала, что влюбила в себя и Арильда и Розильду, а рассудительная Берта «случайно столкнулась с такой тайной, что ей пришлось бежать из замка очертя голову». Тайна была связана со смертью Лидии Стеншерн (мать несчастных близнецов), этой своеобразной дамочке «трагического склада» я с удовольствием повесила бы на грудь значок «Хочешь испортить жизнь себе и другим? Спроси меня как», она не умерла, а просто исчезла, решив не портить жизнь своим любимым деткам. Иногда она приходила «проведать» их, а бедняжки думали, как и все остальные обитатели замка, что это привидение. Лидию можно понять, она сама стала жертвой мамаши-манипуляторши, которая с детства внушала ей чувство вины за свою хреновую жизнь, умерла в укор ей, а потом еще и по ночам доканывала просьбами насадить розовый сад, где смогут встречаться их души. Замок Роз назван так именно из-за этого садика, который и довел Лидию до самоубийства, превратившегося, в результате неудачи, в бегство от своих детей.

Вся последняя книга (я читала только II и III книги) из этой тетралогии посвящена распутыванию клубка взаимоотношений, связывающих обитателей Замка Роз. Ее можно воспринимать как отдельное произведение, так как в первой главе читателя обстоятельно вводят в курс дел, происходящих ранее (то же можно сказать и про вторую книгу данной тетралогии).

Развязка показалась мне слишком стремительной и неожиданной, я могла предположить что угодно, но ТАКОГО конца я точно не ожидала! Это ж надо было так завернуть! Все закончилось хеппи-эндом, хотя без двух смертей все-таки не обошлось, но они не связаны с мистической обстановкой в замке.

Мне показалась очень важной мысль (которой пронизан весь роман) о том, что всамделишные отношения с близкими людьми и различные жизненные ситуации в реальности могут быть пострашнее любых привидений. От призрака можно спастись бегством, а вот от таких проблем не убежишь, их надо решать.

Иллюстрации мне почему-то напоминают перьевые рисунки Пушкина на полях, смотрятся очень гармонично с текстом, нынешние барышни у себя в «дневниках» тоже такое рисуют лет в четырнадцать.

Опечаток насчитала две. «Непонятных фраз» типа «но когда Розалинда внезапно исчезла со своего места в цепи, все забеспокоились» — немного. В целом книги мне понравились, особенно своей психологичностью. Вопросы поднимаются совсем не мистические: непонимание между родителями и детьми, отсутствие душевной близости, родительская ложь и самооправдание, восприятие детьми ошибок своих родителей и особенности отношения к жизни с высоты 14-летнего возраста.

P. S. В конце концов, я узнала, что такое конфирмация и кто такой Сведенборг!

P. P. S. И совсем не обязательно читать подряд все книги основательной шведской трилогии. Вразбивку тоже ничего.

Дата публикации:
Категория: Детская литература
Теги: ДетиИздательство «ОГИ»Мария Грипе
Подборки:
0
0
4174
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь