Диана Уинн Джонс. Вихри волшебства (Mixed Magics)

Текст: Екатерина Зотова

  • Перевод: А. Бродоцкая
  • Серия: Миры Крестоманси
  • СПб.: Азбука-классика, 2005
  • Твердый переплет, 288 с.
  • ISBN 5-352-01363-4
  • Тираж: 5000 экз.

Зовите на помощь Крестоманси

Диана Джонс в представлении не нуждается. Или все-таки нуждается? Диана Уинн Джонс написала более сорока книг для детей, и это по заслугам оценило жюри престижных литературных премий и, конечно же, читатели.

«Вихри Волшебства» — умная и опасная книга. Опасная в том смысле, что родители, которые покупают ее, рискуют получить дома маленького революционера, который, следуя примеру героев, будет задавать бесконечные вопросы и не соглашаться с устоявшимися правилами. А умная она потому, что герои делают это не просто из желания противопоставить себя миру, а следуя внутреннему зову и предназначению.

Опасность кроется еще и в том, что, прочитав аннотацию или первые строки книги, вы никогда не заподозрите такого подвоха. Волшебники, колдуны, маги, факиры, заклинатели — обычные персонажи, населяющие мир детских книг.

Первая сказка, «Кудесник на колесах», кажется ну уж совсем детской. Маг по имени Рьяный Кудесник, «неудачник от природы», ступил на путь криминала — угнал машину и уехал на ней в другой мир. Там он попадает в смешные и нелепые ситуации, а потом Крестоманси («сильнейший чародей, который следит за тем, чтобы все колдовали по закону») ловит его и наказывает. И наказание такое сказочное и детское — выгуливать собаку.

Поэтому, начиная читать следующую сказку, «Похититель душ», ничего не ждешь, кроме описаний чудес и побед добрых волшебников над злыми. Но книга не так проста. Складывается впечатление, что каждая следующая сказка рассчитана на более взрослого ребенка. Или ребенок должен слегка повзрослеть, прочитав ее? Появляется некая философия, точные фразы («именно так и становятся злыми волшебниками — когда делают добрые дела ради дурных целей»), и емкие образы («Мур медленно поднялся. Ему было страшно. Так бывает, когда в комнату вдруг залетит птица, — ее паника почему-то очень заразна…»).

Постепенно вчитываясь, понимаешь, что язык Дианы Джонс великолепен. Как объяснить простыми словами суть сложных материй? Да вот, например, как объясняет писательница человеческое бездушие: «Мур первым делом принялся тревожно оглядываться, чтобы выяснить, куда же направилась душа господина Таррантула. Но, наверное, если у господина Таррантула и была когда-то душа, то ее давным-давно и след простыл».

В третьей сказке (а всего их четыре) под названием «Сотый сон Кэрол Онейр» начинается самое интересное. Кэрол — юная создательница снов, которые расходятся огромными тиражами. Она известна и богата, родители ею гордятся, а девочка гордится собой еще больше. Но неожиданно герои из снов Кэрол объявляют забастовку и уходят от своей хозяйки, потому что устали играть роли, которые им совсем не по душе, в бесконечных снах-бестселлерах и получать за это гроши. Сказка, как бы невзначай, готовит читателей-детей к серьезной теме неравенства и революции, о которой пойдет речь дальше.

«Тирский мудрец» — кульминация книги — рассказ о том, как происходят революции (здесь это называется Низвержением). В мире под названием Тира, где правят боги, появляется Мудрец-Ниспровергатель, начинает задавать слишком много вопросов и приходит к нелестным для государственной системы выводам: «А ведь для того, чтобы боги были богами, им необходимы люди!» И боги пытаются заставить мудреца замолчать, объявляют на него охоту — попросту хотят убить. Сказка превращается в детектив с явками и паролями, конспиративными квартирами и взрывами бомб. И не известно, чем бы все это закончилось в реальном мире (точнее, известно взрослым людям, которые знают историю), но в сказке должен быть счастливый конец. Боги понимают, что сами подготовили свое Низвержение, что именно из-за них «Тира пошла трещинами». А Крестоманси подсказывает им выход из ситуации: «Пусть он [мудрец] проповедует свое Низвержение, прекратите попытки взорвать его. Это дарует вам свободную волю и свободное будущее. И тогда Тира либо исцелится, либо расколется надвое — безболезненно и аккуратно, — на два полноценных мира». Вот такая вот сказка для детей, притча для взрослых. А помните, с чего все начиналось? Кудесник угнал машину…

Возвращаясь к разговору о маленьких революционерах дома: иногда в неожиданном вопросе ребенка заключается ответ на мучительный взрослый вопрос. Так что верьте в волшебство, не бойтесь плыть против течения и зовите на помощь Крестоманси, если что!

Дата публикации:
Категория: Детская литература
Теги: Диана Уинн ДжонсИздательство «Азбука»фантастикафэнтези