Музей Анны Ахматовой: Эмалированный кувшин

Текст: Михаил Заиканов

Хранительница заветов классической русской литературы Анна Ахматова чаще воспринимается как автор чувственной, ажурной поэзии, которую привыкли называть «женской», далекой от действительности. Огненный недуг и темная вуаль, светлая страсть и легкая печаль... Музей в Фонтанном доме не идет на поводу сложившихся (среди не самой образованной аудитории) стереотипов, а предлагает свою модель мира поэта, который начинается — вслед за вешалкой — с коммунальной кухни, единственной среди питерских музеев-квартир. Именно это место, занимавшее задворки домашней вселенной и бывшее обиталищем челяди до революции, после 1917 года вышло на авансцену, поставив быт во главу угла. И именно здесь на посетителя нападают предметы, которые не имеют ничего общего с привычным миром ахматовских образов: вместо хрусталя, серебра, фарфора здесь общепитовские тарелки, алюминиевые поварешки и сохнущее белье.

Эмалированный кувшин, который стоит рядом с самоваром, сразу привлекает внимание благодаря контрасту изящной, округлой формы и металлического нутра. Пригодный для умывания или хранения молока, уже сам по себе он стал свидетельством эпохи. Таким же, как и его младшие братья — эмалированные кружки, украшенные ягодками и листьями рябины. Их еще изредка можно найти где-нибудь на антресолях или блошином рынке. Наткнуться на такие предметы на чьей-нибудь кухне или в Музее «недавнего советского прошлого» — дело в принципе привычное, но не в Музее Анны Ахматовой. Потому, глядя на местный кувшин, создается впечатление наложения двух в общем-то несовместимых эпох.

В кинематографе есть такой прием, когда монтажный стык кадров делается чуть раньше или чуть позже, чем стык звуковой дорожки, например, герой уже сидит в комнате, но зрители еще пару секунд слышат шум улицы, откуда он пришел. Этот кувшин производит примерно такое же впечатление. Визуальная реальность полностью изменилась — везде висят красные флаги, а кухонную утварь делают из стали, зато звук — голос поэта из прошлого «кадра» — еще звучит. Подобная игра на обертонах — важная составляющая как Истории с большой буквы, так и истории отдельно взятого человека. Возможно, именно такие экспонаты, в отличие от котелков и тростей с серебряными набалдашниками, самым наглядным образом демонстрируют течение времени — кувшин, созданный уже при Советах, использовался человеком ушедшей, чуждой эпохи. Объединяя в себе два временных пласта, этот предмет является прекрасным свидетельством переменчивости времени. Времени столь важного как для личности поэта, так и для музейного пространства


Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме расположен в Южном флигеле Шереметевского дворца по адресу наб. Фонтанки, 34 (вход с Литейного пр., 53). Музей открылся в 1989 году, к столетию со дня рождения поэта, и был первым музеем, посвященным тем представителям ахматовского поколения, которые пытались сохранить свой мир, свою личность в условиях тоталитарного государства
www.akhmatova.spb.ru

Дата публикации:
Категория: Искусство
Теги: Анна АхматоваМузеиПетербург