Музей городской скульптуры: Плеханов у Казанского

Текст: Наталья Хвоенкова

Я работаю в выставочном отделе Музея городской скульптуры. Собственно, моя деятельность практически не связана с основной деятельностью музея — реставрацией и хранением. Мы делаем временные выставки. Экспозиции из фондов музея довольно редки — чего уж там, даже скульптуру и ту редко выставляем. Соответственно с «объектами хранения» нашего музея по работе я почти не соприкасаюсь. Музей городской скульптуры к тому же довольно эфемерен. При слове «музей» обычно представляется некое пышное здание с портиком, набитое смотрителями и шедеврами, отгороженными красной веревочкой, — потому как руками трогать нельзя. Часто нам звонят люди, желающие посетить именно его — этот абстрактный музей с классическими скульптурами на постаментах. А наш музей раскидан по улицам и площадям всего Петербурга — самый большой по площади и самый посещаемый музей города. И Медный всадник, и Александрийская колонна, и памятник Ленину на Московской — все это экспонаты нашего музея. Выбрать любимый — задача не из простых.

Сразу чувствуешь, как груз ответственности ложится на плечи. Вообще, писать о том, о чем и так все знают и о чем уже много написано, — самое сложное.

Я напишу о памятнике Г. В. Плеханову. Вернее, о фотографии памятника Г. В. Плеханову. В прошлом году мы делали выставку «Вектор наблюдения» — юбилейная выставка — музею 75 лет. Показывали материалы из наших архивов: очень много фотографий, начиная с конца ХIХ века. Среди них был и снимок памятника Плеханову, стоящий перед Казанским собором (!), датированный 14 мая 1924 года. Время претворения в жизнь ленинского плана монументальной пропаганды. Золотое время для скульпторов, которых государство вообще-то нечасто балует заказами. Стояла великая цель — «переоснастить» памятниками все города, создать образы новых советских героев.

Однако почему памятник первому пропагандисту марксизма в России вместо своего привычного места около Технологического института оказался напротив Казанского собора? В те годы в Петрограде была распространена практика исполнять скульптуры сначала в гипсе и затем перемещать их по городу с целью выявить наиболее подходящее место для постоянной установки. Так и памятник Плеханову постоял год на фоне ансамбля Воронихина и в 1925 году, из-за «несоответствия размеру площади и архитектурному окружению», уже в бронзе окончательно был установлен на новом месте — на площади у Технологического института.

А фотография этого абсурдного сочетания формы и места сохранилась. И думается мне, что неплохая это в общем была практика. Интересно, сколько будет стоить гипсовая модель «Охта-центра»?


Государственный музей городской скульптуры в Санкт-Петербурге существует с 1939 года как единственное в России музейное учреждение, занимающееся изучением, охраной и реставрацией памятников монументального искусства в открытой городской среде
gmgs.spb.ru

Дата публикации:
Категория: Искусство
Теги: МузеиПетербург