Прогрессист

Текст: Вячеслав Курицын

Работы Герда Арнтца я впервые увидел этим летом; хотел добавить «к своему стыду», но выяснилось, что ничего стыдного.

Арнтца в России не знают, русскоязычный интернет дает на запрос по его имени лишь одну ссылку: после публикации «Прочтения» их станет больше:-).

Обнаружил я для себя этого художника на выставке «Рейнские прогрессисты (1920—1933)» в Кельнском музее Людвига. Герд Арнтц, Франц Зейверт, Хайнрих Херле — эти имена ничего мне не сказали. Представленные там же фотопортреты авторов были выполнены и впрямь знаменитостью, Августом Зандером, а сами художники на первый взгляд показались типичными представителями авангардно-конструктивистского вала двадцатых-тридцатых. Социальный пафос, любовь к механизмам и геометрические упражнения. Симпатично, но однообразно. Залы Арнтца на моем пути оказались последними, и застрял я в них надолго. «Однообразие» и тут не было в дефиците: внимание мое приковала одна серия, работы из которой и представлены на этой странице. Стадион и бар, банк и публичный дом, фабрика и больница, выполненные в одном формате и в одной манере полукомиксы-полузарисовки. Но твердость и при этом изящество линии, летучая композиция кадра, десяток застывших движений на одной небольшой гравюре, изобретательность сценок и типажей: разглядывать можно часами. Гурманам расскажу, что, не в силах остановить заключенную в рисунке энергию, художник раскрашивал после оттисков печатную доску и пришпандоривал к ней выпуклые продолжения силуэтов (на репродукции этого не показать). И дух эпохи дышит, что мало не покажется, и оригинальность манеры, олимпийская уверенность в своих силах: большой художник.

В Германии Арнтц (1900—1988) действительно считается классиком, но — относительно недавно. После шумной «прогрессистской» молодости Арнтц спрятался от нацизма в Голландии и долгие десятилетия был специалистом по статистическим таблицам: это, знаете, когда рисуют маленького человечка, а перед ним стадо коров — столько ему суждено вкусить за среднюю жизнь. Статистическое творчество Арнтца найдете, при желании, сами; оно тоже великолепно, но у нас впереди еще более увлекательные картинки. Я упомяну лишь, что в 1934-м Арнтц аж возглавлял коротко Московский институт изобразительной статистики (сведения о котором на поверхности не обнаружились), а почти до конца жизни (умер он в Гааге) был главным голландским табличкоделом.

Герд Арнтц

После войны о затихшем прогрессисте забыли, и умильной насмешкой над судьбой (и, скажем, над любителями иерархий в истории искусств) выглядит такой фрагмент биографии:


— 1946. Вновь начинает работать на голландский Фонд статистики.

— 1976. Большая ретроспективная выставка в Гааге.


И ничего между.

Забавно, конечно, как отнесся Арнтц-старичок к тому, что его назначили гением ровно через полвека после свершений. Так или иначе, гравюры про фабрику и бар признаны ныне в Германии золотым фондом, национальным достоянием и пр. и т. п.

Еще интереснее, однако, другое: произведения в жанре изотипов, создававшиеся именно в тот зажатый биографией тридцатилетний пробел. Может, со временем как раз «пробел» будет назначен высшим этапом творчества Арнтца. Не товарные знаки, но и не чистый арт, значки, идеально подходящие для юзерпиков, эдакие графические теги, праздник фантазии и точности линии... Впрочем, просто переверните страницу.

Дата публикации:
Категория: Искусство
Теги: АвангардГерд АрнтцГравюра