Огонь, вода и любовный напиток

Текст: Иван Желябов

Радикальное видео и Сергей Шнуров на оперной сцене

У Билла Виолы, классика «актуального искусства», есть такая работа: из глубины большого экрана медленно приближается к зрителю человек, доходит до рамки экрана, под ногами его заводится небольшой огонек, растет, растет, постепенно занимает весь экран и пожирает человека. Зритель делает несколько шагов вперед, оборачивается и видит вторую «серию»: вновь человек из глубины подходит к краю экрана, но на сей раз его не огонь пожирает, а скрывает поначалу медленно, а потом все быстрее стекающая сверху вода.

Гигантский видеопроект, использованный в качестве оформления оперы Вагнера «Тристан и Изольда» (парижская постановка, показанная летом в Мариинском театре), по сути — вариация на тему этого довольно старого произведения. Много красиво воденящейся воды, много красиво пламенеющего пламени, много тел: жаждущих и исчезающих. Ключевое слово - «красиво»: Виола — виртуоз медитативных зрелищ, и техническая оснащенность проекта — качества чрезвычайного. Утопая и сгорая в медитации, легко, конечно, упустить из виду, какую страшную историю рассказывает нам Вагнер (любовь, воспламененная любовным напитком, это любовь или что?). Но, в конце концов, слушателю-туристу не до глубоких тем, а меломан может закрыть глаза и наслаждаться звуком: с певцами и оркестром в Мариинке все в порядке, и Гергиев был в ударе.

«Тристана» пели не на основной сцене театра, а в новом концертном зале неподалеку (т. н. «Мариинка-3»), который нужно ежедневно заполнять публикой, по каковой причине легкая «попсовость» особых нареканий вызвать не может, тем паче что Виола — едва ли не единственный радикальный художник, которому доверяют делать инсталляции в церквях (не разовые акции, а на стационарной основе).

Занятно, что этим же летом на сцене Мариинки-3 дебютировал лидер группы «Ленинград» Шнуров: в опере Берлиоза «Бенвенуто Челлини» его выпустили со специально дописанным речитативом от лица постаревшего Челлини. Драматург Наталья Скороход постаралась учесть в тексте энергетику Шнура: «Покажи им все, порви их, Бенвенуто! Эти людишки у тебя в заднице, Бенвенуто! Будь собой, докажи!» Ничего, в общем, дурного: хорошая опера — искусство живое, способное принять в себя другое живое искусство и не поперхнуться. Другое дело, что Шнур все активнее дрейфует к почетному статусу «к каждой бочке затычка», и, возможно, через год мы будем его слышать, включив не только радио, но и утюг. Пока, однако, он несомненно остается в ранге культурного героя, и инициативу режиссера Василия Бархатова можно только приветствовать, как и инициативу Валерия Гергиева, доверившего поставить Берлиоза двадцатичетырехлетнему человеку (а в конце июля Бархатов дебютировал на главной сцене — с «Братьями Карамазовыми» А. Смелкова).

Дата публикации:
Категория: Искусство
Теги: Билл ВиолаВалерий ГергиевВасилий БархатоввидеоинсталляцияОпераСергей Шнуров