В постели с сюрреализмом

Текст: Ярослава Соколова

В постели
с сюрреализмом

Купаться в лучах славы лучше всего вдвоем — один купается, второй сторожит вещи.
Анекдот

Название и эпиграф намечают два основных направления, по которым можно отправиться, читая книгу Елены Шатохиной «Дали и Гала» о художнике-мистификаторе и его музе, няньке, любовнице… да, и жене. У Галы (Елены Дьяконовой) была удивительная способность заводить полезные знакомства, которые в конечном счете приносили им доход, а также ссорить дали с друзьями и родственниками, что приносило ему славу — и скандальную, и настоящую.

Отец-нотариус лишил Дали наследства из-за того, что Сальвадор связался с этой ужасной «ля мадам», «русской шпионкой» (хотя пристально следил за успехами сына и собирал все письменные свидетельства его мирового признания). Откуда такая неприязнь к ней? Гала была на 10 лет старше Сальвадора (на момент знакомства ей 35, ему 25). Кроме того, она состояла в браке с Полем Элюаром и воспитывала дочь. И это уже второй брак. Отношения с Элюаром были свободными, поэтому, когда она увлеклась молодым каталонцем, Поль не придал этому значения. Он был уверен, что Гала не откажется от комфорта и достатка ради мимолетного увлечения. Ей нужна была обеспеченность, но она не терпела также и обыденной семейной жизни. Она так привязала к своему телу Элюара, что тот еще долго писал ей любовные откровенные письма и готов был простить и принять ее в любой момент. Так же она привязала и Дали, который долго еще из-за своих комплексов не мог допустить к себе никого, кроме обожаемой «Галинки». И эта женщина… нет, это не женщина, а сверхчувственная самка, охотница за чужими мужчинами! Богомол — вот как ее называли. Только она не пожирала своих самцов, а вдохновляла. Не будучи способной что-либо произвести (хотя сама и жаловалась, что в ней пропал литературный талант из-за того, что она отдала себя супружеству с Элюаром), она отражалась в произведениях своих талантливых возлюбленных.

«Малыш, мы никогда не расстанемся»,— сказала она Сальвадору. Гала стала его музой и подругой, экономистом и экономкой, представителем и пиарщиком. Кроме того, она обладала фантастической интуицией и способностью предвидеть (например, предсказала начало Второй мировой войны), гадала на картах Таро и могла просчитать возможное развитие событий на несколько шагов вперед. Они оба верили в Провидение и были выгодны друг другу: Дали писал книги и эссе, он был рожден для желтой прессы, а Гала, обладая литературным чутьем, стала его редактором и секретарем.

Но это позже. А прежде помогла разрешить самую его интимную проблему. Отчаявшийся пройти обряд инициации хотя бы с проститутками, но все еще мечтавший встретить «элегантную» женщину, подозреваемый в гомосексуальных наклонностях, Дали нашел в лице и теле Галы избавительницу от многочисленных комплексов. Он открывал целый мир по имени Гала, изучал исследования Фрейда, которыми на тот момент заинтересовался,— и произошел прорыв: на полотно полились масляными струями образы из подсознания — бессознательное,— здесь были позволены любые фантазии. Позднее Дали удалось встретиться с Фрейдом в Англии, и тот по его картине сделал вывод, что у художника проблемы с психикой (рамки искусства слишком расширены).

В свое время творческие пути Дали и его друга Гарсиа Лорки разошлись: поэт проповедовал Вечное, которое не устраивало Дали, ему нужно было Новое (Новое время окрашивает Вечное в свои цвета), и он выбрал сюрреализм — целый клан с его вольностями и свободами. Гала убедила его в необходимости самостоятельного пути в искусстве: союз разрушает индивидуальность, поэтому нужно уничтожить тех, кто схож с тобой. Или задавать тон движению, или отойти от него. Так она рассорила его с сюрреалистами и вообще ограничивала и контролировала его связи. Кстати, Дали не гнушался подсматривать, развивать детали и находки, заключенные в живописи собратьев по цеху.

Гениями рождаются или становятся? Виимо, все-таки рождаются, становятся уже потом. Иначе как объяснить абсолютную уверенность Дали в своей избранности и гениальности? И эту уверенность подпитывала Гала, прозорливая и расчетливая Гала, которая всегда ставила на темную лошадку все и срывала банк. Чутье стало подводить ее только в старости, особенно когда она глупо, по-бабски, влюбилась в молодого киноактера Джеффа Фенгольта, сыгравшего заглавную роль в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда», иисусика, как пренебрежительно его называли. И он, и их семейный финансовый управляющий не теряли времени, пригревшись возле богатой парочки и перекладывая их состояние в свои карманы.

В старости художник и его муза стали настолько невыносимы, что доживали свой век отдельно друг от друга. Лишь болезнь Галы и склеп соединили их. «Жить — это прежде всего участвовать!» — говорил Дали. И участвовал на полную катушку.

Иллюстрация: Алексей Бутаков.

Дата публикации:
Категория: Искусство
Теги: Дали