Михаил Бычков

Текст: Михаил Бычков

Давайте разделим научно-популярную литературу, художественную литературу и детскую литературу. Поскольку я занимаюсь не только изобразительным творчеством, но и дизайном, то могу сказать, что претензии к использованию художником фотоколлажа, компьютера, фотошопа несостоятельны. Это абсолютно нормально, компьютер — та же кисть в руке художника, просто один умеет пользоваться этими средствами, а другой не умеет. Главное, чтобы эта кисть была в руках именно художника, просто знать фотошоп и уметь нажимать на кнопочки мало. На мой взгляд, сейчас уровень оформления художественной литературы вырос неизмеримо. Возьмем Бондаренко, его серии, его отдельные работы — это серьезный, высокий уровень, при этом художник не рисует вообще!

Что касается детской книги, то я хотел бы сказать несколько слов о своих взаимоотношениях с издателями. Я как художник уже давно понял, что ждать подарков от издателей не приходится, и стал делать собственные авторские проекты и предлагал их полностью или в частичном виде издателям. Когда идет речь о моих собственных проектах, то там обложки, которые я сам делал. Я всегда на этом настаивал, и ни один издатель мне еще не помешал.

Вот оформленная мною для южнокорейского издательства книга Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». С нею у меня вышла только одна загвоздка. В современных издательствах, как правило, есть свой дизайнер, который прекрасно знает условия рынка, условия работы издательства и пользуется работами художников как материалом для своей работы, такая система сейчас появилась и у нас. Внутри книга полностью моя, но обложку делал южнокорейский дизайнер. Я с ней не во всем согласен как автор, но сделано все очень хорошо.

Дальше права на эту книгу купило издательство «Дрофа плюс», и русскую книгу сделал уже полностью дизайнер этого издательства. Взял мои иллюстрации, накроил как хотел, отмасштабировал как хотел, обложку сделал как хотел. А я, автор, увидел уже готовую книгу. Это то новое, что появилось сейчас в нашем издательском деле. У меня к этой книге претензий много, но, с другой стороны, со своими иллюстрациями работать всегда сложнее, поскольку ты ими живешь, и кроить их не поднимается рука. Но на общем фоне российского книгоиздания эта книга — шедевр.

Про тех художников, которые работают на заказ, я хочу сказать, что они практически не занимаются драматургией издания. Ему диктуется объем, количество иллюстраций. А ритм иллюстраций, тонкое взаимоотношение художника и текста, построение макета — собственно режиссура — ему уже не достается. Наверное, это явление нормальное для издательства, которое работает как производство.

Что касается обложки, то перед художником стоит очень сложная задача. Потому что книга это объект, который нужно продать, а оптовик, который этим занимается, говорит: «Ребята, идет желтый фон». Поэтому, когда выходит книжка с обложкой, которая мне не нравится, я художнику никогда не пеняю: возможно, после того, как он сделал то, что хотел, его произведение было приведено в соответствие с требованиями рынка. А если при всем при этом художник сделал красивую обложку, то ему нужно просто ставить памятник.

Михаил Бычков Михаил Бычков
Михаил Бычков Михаил Бычков Михаил Бычков

Дата публикации:
Категория: Искусство
Теги: обложка