Глеб Ершов

Текст: Глеб Ершов

Я принес три книги, выбранные почти что наугад. Специально я их не покупал. Вообще в последнее время я замечаю, что книги попадают ко мне самым случайным образом. В книжные магазины я тоже, конечно, захожу, но не купить книгу, а потому, что мне интересно: открываются новые магазины, меняются их форматы… Книга, конечно, тоже изменилась, и изменилась прежде всего с обложки. Вопрос «Почему книга изменилась?» следует направить заказчику книги и тому, к кому книга обращена. Она не обращена ни к одному конкретному человеку, есть такое понятие, как «референтная группа», которая определяется книгоиздателем.

Для меня всегда индикатором качества служила детская обложка. И в советские времена над ней работали лучшие иллюстраторы. Если сейчас взглянуть на обложку детских книг, то они скорее напоминают обложки детских журналов или обертки от жевательных резинок: розовое с зеленым, много нарисованных человечков, ничего милого моему сердцу я не замечаю. По всей вероятности, я консерватор, мне хочется обложки, где проявляется рука художника. Это типичное сетование на исчезновение рукодельности, ощущения вдохновения. Как говорил Конашевич, «нужно нарисовать за один раз, чтобы было ощущение трепетности». Сейчас правила игры диктуют в основном реклама, телевидение и вместе с ними все средства массовой информации. Обложка следует веяниям времени. В последнее время на слуху словечко «гламур», в ходу глянец.

Первая книга, которую я принес, — «День опричника», типичный покетбук, издательство «Захаров», художник обложки даже не указан. Обложка напоминает мне диск с компьютерной игрой, может быть она не столь яркая и броская, но тем не менее. В ней все на месте для того, чтобы эту скромно изданную книгу купить. Она нравится мне с точки зрения потребителя, мои художественные вкусы сейчас мы оставим за скобками. Обложка здесь работает как реклама.

Вторая книга — в оформлении обложки использован очень простой коллаж из двух образов. Прием фотоколлажа сейчас, на мой взгляд, — самый эффективный прием, который наиболее часто используется. Автор обложки — Владимир Паперный, но если бы я об этом не сказал, то это просто одна из миллиона других обложек.

Третий пример — книга, изданная в 1960-е годы. Это тоже фотоизображение, нанесенное на холст. Это достаточно редкое для того времени явление.

Исходя из этих примеров, я так формулирую сегодняшнюю ситуацию в оформлении обложки: идет полное выдавливание авторства, полное стирание индивидуальности художника, которую мы привыкли угадывать «по походке», что приводит к легкому оперированию издателем разными изобразительными блоками. Фактически издатель указывает художнику, что и как делать. Художник все больше удаляется от конечного продукта. Обложка в старом смысле, авторская обложка, данная примером из 1960-х годов, в массе своей умерла.

1. День опричника
2. Сартр
3. Паперный

Дата публикации:
Категория: Искусство
Теги: обложка